Булыжная мостовая. Опыт предков
Вашему вниманию предлагается статья об опыте изготовления булыжных мостовых. Статья издана в 1932 году!
Данная статья любезно предоставлена Костиковым Юрием Борисовичем. Ответственным исполнителем по составлению "Рекомендаций по применению мощений при устройстве покрытий территорий жилой и общественной застройки" С. Петербург 2011.
Мощение булыжником.
При благоустройстве территорий, совместно с искусственными камнями/плитами часто используется булыжник (рис 1. слева). Булыжными называют мостовые, устраиваемые из мелкого валунного камня – “кругляка” (или булыжника в его естествен¬ном виде) или крупного грубо колотого камня, называемого шашкою.
Мощение булыжником включает в себя следующие операции:
- подготовка основания, сортировка булыжника по высоте и ширине (в плане);
- укладка булыжника, расщебенка пустот, трамбование, засыпка песком и укатка.
Основные правила булыжного мощения следующие (см. Технические условия на работы по замощению и ремонту про¬езжих частей улиц и устройству и ремонту тротуаров на 1932 год (дополнительное и исправленное на 1/II -1932г) Ленинград. Издательство Леноблисполкома и Ленсовета, 1932) :
- Камень должен сажаться на место в песок насухо, c полным прижатием к ранее установленным камням, без прослойки песка между ними, препятствующей постановке следующих камней.
- Промежутки между камнями заполняются мелкофракционным щебнем
- Камень (однообразный по высоте с соседним) должен сажаться суженным концом вниз (тычком), без навалки и укрепляться в устойчивое положение ударом молотка.
- Камень должен ставиться так, чтобы он соприкасался с окружающими его камнями не менее, чем в трех точках, рассоложенных по его периметру, а не сосредоточенных в какой-нибудь одной его части. Не допускается укладка камней с оставлением четырехугольных зазоров между ними; зазоры должны быть треугольными и иметь наименьший возможный по величине размер.
Правила проиллюстрированы на рис. 2 (а, б). при несоблюдении правил, возможна потеря устойчивости отдельных камней в дорожном покрытии, их выжимание под ударами колеса и, как следствие, разрушение целых участков мостовой.
Рис. 2а пример неправильного мощения булыжником
Недочёты:
- по линии А-Б сквозной шов по направлению движения;
- Четырёхугольные зазоры “c”;
- плохая сортировка камней по величине в плане;
- плохая сортировка камней по высоте;
- Камень “д” чрезмерной высоты по сравнению со средней высотой остальных камней (врезался в грунт) и кроме того установлен в неустойчивое положение;
- Камень “к” уложен плашмя;
- Имеющий в плане форму камень “м” уложен по направлению движения.
Рис. 2б – пример правильного мощения булыжником
Заштрихованные камни I и II, имеющие угловатую форму, уложены с недостаточной возможной плотностью: пунктиром показана более правильная укладка их в плане, чем достигнуто уменьшение пустот между одними и теми же камнями до минимума, а именно: вместо больших пустот 1-6-7-3-2-1 и 3-8-9-5-4-3 получены значитель¬но меньшие зазоры 2-7-3-2 и 3-8-4-3, т.е. более плотное мощение.
Порядок мощения при различных профилях дорожного покрытия показан на рис. 3.