+7 (495) 989-76-77

пн-пт: 09:30 - 17:00
сб,вс: выходной

Булыжная мостовая. Опыт предков

Вашему вниманию предлагается статья об опыте изготовления булыжных мостовых. Статья издана в 1932 году!

Данная статья любезно предоставлена Костиковым Юрием Борисовичем. Ответственным исполнителем по составлению "Рекомендаций по применению мощений при устройстве покрытий территорий жилой и общественной застройки" С. Петербург 2011.


Мощение булыжником.

При благоустройстве территорий, совместно с искусственными камнями/плитами часто используется булыжник (рис 1. слева). Булыжными называют мостовые, устраиваемые из мелкого валунного камня – “кругляка” (или булыжника в его естествен¬ном виде) или крупного грубо колотого камня, называемого шашкою. 

Мощение булыжником включает в себя следующие операции:

  •           подготовка основания, сортировка булыжника по высоте и ширине (в плане);
  •           укладка булыжника, расщебенка пустот, трамбование, засыпка песком и укатка.

Основные правила булыжного мощения следующие (см. Технические условия на работы по замощению и ремонту про¬езжих частей улиц и устройству и ремонту тротуаров на 1932 год (дополнительное и исправленное на 1/II -1932г) Ленинград. Издательство Леноблисполкома и Ленсовета, 1932) :

  1.          Камень должен сажаться на место в песок насухо, c полным прижатием к ранее установленным камням, без прослойки песка между ними, препятствующей постановке следующих камней.
  2.           Промежутки между камнями заполняются мелкофракционным щебнем
  3.           Камень (однообразный по высоте с соседним) должен сажаться суженным концом вниз (тычком), без навалки и укрепляться в устойчивое положение ударом молотка.
  4.           Камень должен ставиться так, чтобы он соприкасался с окружающими его камнями не менее, чем в трех точках, рассоложенных по его периметру, а не сосредоточенных в какой-нибудь одной его части. Не допускается укладка камней с оставлением четырехугольных зазоров между ними; зазоры должны быть треугольными и иметь наименьший возможный по величине размер.

Правила проиллюстрированы на рис. 2 (а, б). при несоблюдении правил, возможна потеря устойчивости отдельных камней в дорожном покрытии, их выжимание под ударами колеса и, как следствие, разрушение целых участков мостовой.

Рис. 2а пример неправильного мощения булыжником

Недочёты:

  1.          по линии А-Б сквозной шов по направлению движения;
  2.          Четырёхугольные зазоры “c”;
  3.          плохая сортировка камней по величине в плане;
  4.          плохая сортировка камней по высоте;
  5.          Камень “д” чрезмерной высоты по сравнению со средней высотой остальных камней (врезался в грунт) и кроме того установлен в неустойчивое положение;
  6.          Камень “к” уложен плашмя;
  7.          Имеющий в плане форму камень “м” уложен по направлению движения.

Рис. 2б – пример правильного мощения булыжником

Заштрихованные камни I и II, имеющие угловатую форму, уложены с недостаточной возможной плотностью: пунктиром показана более правильная укладка их в плане, чем достигнуто уменьшение пустот между одними и теми же камнями до минимума, а именно: вместо больших пустот 1-6-7-3-2-1 и 3-8-9-5-4-3 получены значитель¬но меньшие зазоры 2-7-3-2 и 3-8-4-3, т.е. более плотное мощение.

Порядок мощения при различных профилях дорожного покрытия показан на рис. 3.